Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В основе эффективной коммуникации лежит общение между людьми с исполь-зованием различных средств. Любое общение между подразумевает выработку строгой стратегии коммуникации, в которой применяются как вербальные, так и невербальные средства коммуника-ции [1].
В результате анализа литературных источников, установили, что в основе эффективного общения лежат коммуникативные навыки, позволяющие достичь определенного уровня взаимопонимания между участниками коммуникации. В ходе общения важно установить психологический контакт между собеседниками. При этом в основе эффективного общения лежит достижение ситуации взаимопонимания [3].
Маркерами, которые характеризуют стратегию общения, являются компоненты вербального и не-вербального общения. Вербальное общение дает возможность словесно выразить мысль, инфор-мацию, донести ее до собеседника. Средствами невербального общения можно придать инфор-мации эмоциональную окрашенность, обеспечить экспрессивную насыщенность речи. Средства невербального общения выступают как одно из средств репрезентации собственного «Я», компо-нентом межличностного общения и регулятором взаимоотношений. При помощи средств невер-бального общения можно создать образ партнера, раскрыть собственный образ [2].
Степень разработанности тематики. В результате проведенного анализа литературных данных и научных публикаций, установили, что осведомленность в вопросах вербальных и невербальных средств коммуникации находится на низком уровне. Многие люди различного возраста, пола, со-циального статуса, используют в ходе общения как вербальные, так и невербальные средства об-щения, однако делают они это неосознанно, на интуитивном уровне. Сознательное применение возможностей этих средств отмечается преимущественно в ходе профессиональной деятельности, при деловых переговорах, в бизнесе. Также появляются попытки осознанного использования не-вербальной коммуникации с позиций педагогического общения, с целью повышения эффективно-сти педагогического процесса, с целью программирования обучения. В последние годы интерес к изучению особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека возраста-ет. В первую очередь, интерес возрастает преимущественно в сфере делового общения с позиций воздействия на деловых партнеров, конкурентов, в научной, исследовательской среде, в межкуль-турной коммуникации. Также стоит отметить повышенный интерес к средствам невербальной коммуникации со стороны педагогов. Чаще всего указанные средства задействуют в методике обучения иностранным языкам [1; 2; 5; 6; 8].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в настоящее время возрастает интерес к невербальным средствам коммуникации и возможности их примене-ния в различных сферах деятельности человека. Поэтому актуальным направлением является изу-чение особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека.
Цель исследования – изучить особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать вербальные и невербальные средства коммуникации.
2. Рассмотреть основные способы невербального проявления эмоциональных состояний челове-ка.
3. На основании анализа практического материала, установить особенности невербального пове-дения человека в определенных ситуациях
4. Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования – невербальное поведения человека.
Предмет исследования – особенности невербального проявления эмоциональных состояний че-ловека.
Методы исследования. Теоретические: анализ литературных источников, научных публикаций, Интернет-ресурсов, статистические данные. Практические: наблюдение, обобщение, сопоставле-ние, классификация, сопоставительный метод.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны для обучения понима-нию особенностей проявления эмоциональных состояний человека, могут использоваться на раз-личных тренингах по эффективному общению, деловому общению, с целью обучения правилам делового, педагогического общения. Результаты могут использоваться обеспечения тесного взаи-модействия российских ученых с их коллегами за рубежом, достижения взаимопонимания в ходе общения, а также поиска оптимальных средств повышения эффективности педагогического, и дру-гих видов общения.
Практическая применимость. Материалы исследования могут быть использованы для создания теоретического пособия по эффективной коммуникации, могут быть основой для написания мето-дических указаний, практических рекомендаций по повышению эффективности общения, дости-жению взаимопонимания. Могут быть использованы педагогами, предпринимателями, учеными, студентами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой лите-ратуры.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования вербального и
невербального поведения человека
1.1. Вербальное и невербальное поведение
По словам Горелова Н.И. [7, с.56], вербальные и невербальные средства лежат в основе любого вида общения. Это основные критерии, по которым определяется характер взаимодействия между участниками коммуникации. Под общением следует подразумевать сложный многоэтапный про-цесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и взаимоотношения между людь-ми.
Конецкая В.П. [16, с.123], показывает, что общение порождается потребностью в совместной дея-тельности и включает в себя обмен информацией. В ходе общения происходит обмен информаци-ей, а также вырабатывается единая стратегия взаимодействия, способствующая эффективному взаимодействию и восприятию друг друга участниками коммуникации.
Куницына Н.В. [21, с.67], утверждает, что в аспекте современного развития общества резко возрас-тает потребность в различных видах общения. Существенную важность приобретает необходи-мость делового, педагогического общения, переговоров, интернациональных контактов, в основе которых лежит способность к говорению, применению принципов вербального и невербального поведения. Для того чтобы оказать воздействие на человека, возбудить в нем внутреннее слово, необходимо применять различные приемы речевого поведения.
Горелов Н.И. [7, с.78], показывает, что речь может передаваться различными способами: при по-мощи слов, письменно, жестами, мимикой. Однако это все вспомогательные средства. Основным средством передачи информации является непосредственная передача информации при помощи речевого навыка (вербальное средство общения).
Гойхман О.А. [6, с.65], под вербальными средствами общения подразумевают человеческую речь, которая воспринимается в качестве естественного звукового языка, что можно охарактеризовать как систему фонетических знаков, организованных по лексическому и синтаксическому принципу. Речь является наиболее универсальным средством общения. Это средство, которое позволяет пе-редать информацию наиболее точно. Изменение сути информации, переданной при помощи вер-бальных методов поведения, наблюдается крайне редко, по сравнению с другими средствами коммуникации.
По словам Введенской Л.А. [4, с.34], в основе речи лежит система фонетических знаков, которая строится на базе лексики и синтаксиса. Под лексикой подразумевают совокупность слов, форми-рующих определенную систему языка. Под синтаксисом подразумевают совокупность средств и правил создания речевых единиц в каждом языке.
Караулов Ю.Н. [14, с.78], показывает, что существует определенная схема обмена информацией между участниками коммуникации. Так, сначала говорящему необходимо выбрать слова, которые потребуются для выражения мысли. Затем происходит объединение слов в соответствии с прави-лами грамматики, и только потом прибегают к правилам синтаксиса. Слова произносятся при по-мощи артикуляционных органов. Слушающий также выполняет определенную работу: восприни-мает речь, раскодирует речевые единицы. Все это способствует выработке или формированию коммуникативного навыка.
Именно этот навык максимально реализуется в ходе обучения риторике. В основе правильной ре-чи лежит коммуникативная компетенция.
Конецкая В.П. [4, с.34], пишет, что только тогда можно сч
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Андреева, И.Ю. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И.Ю. Андреева // Народное образование. – 2006. – №2. – С. 216.
2. Асмолов, А.Т. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Т. Асмо-лов. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 120 с.
3. Бакулина, И.И. Проблема коммуникативных умений учителя / И.И. Бакулина // Педагогиче-ские технологии. – 2008. – №2. – С. 19.
4. Введенская, Л. А. Культура речи / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 156 с.
5. Введенская, Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 315 с.
6. Гойхман, О. А., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник / О.А. Гойхман, Т.М. Надеи-на. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 198 с.
7. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации: учебное пособие / И.Н. Горелов. - М.: Либроком, 2009. – 215 с.
8. Горелов, И.Н. Невербальные коммуникации: учебник / И.Н. Горелов. – М.: Речь, 2010. – 104 с.
9. Гридина, Т.А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения / Т.А. Гридина // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2012. - № 10. - С. 18-35.
10. Гридина, Т. А. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования ин-формации/ Т.А. Гридина // Вестник Российского университета дружбы народов.- 2014. - №1. - С. 128-134.
11. Гридина, Т. А. Психолингвистика в образовании / Т.А, Гридина. - учеб. пособие. - Екатерин-бург, Речь, 2012. – 125 с.
12. Гридина, Т. А. Невербальная коммуникация / Т.А. Гридина. - практикум. - Екатеринбург, Речь, 2015. – 123 с.
13. Караулов, Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности / Ю.Н. Караулов // Ассоциативный тезаурус современ-ного русского языка. Русский ассоциативный словарь. - М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
14. Караулов, Ю. Н. Языковая способность в зеркале ассоциативного поля / Ю.Н. Караулов // Известия РАН. Серия литературы и языка, 1993. - №5. – 125 с.
15. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога / И.А. Колесникова. - учеб-ное пособие. – СПб: Питер, 2013. – 190 с.
16. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций / В.П. Конецкая. - учебник. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – 156 с.
17. Коновалова, Н. И. Креативная составляющая интеллекта: к 100-летию IQ / Н.И. Коновалова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2012. - №10. - С. 35-49.
18. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образова-ния.- М: Просвещение, 2008. – 39 с.
19. Костромин, С. И. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности / С.И. Костромин // Психологическая наука и образование. – 2007. – №3. – С. 77.
20. Крылов, А.А. Психология /А.А. Крылов. – учебное пособие. – М.: Проспект, 2003. – 584 с.
21. Куницына, В. Н.. Межличностное общение / В.Н. Куницына: учебник для вузов. – СПб.: Пи-тер, 2001. – 325 с.
22. Лабунская, В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В.А. Лабун-ская. - Ростов: Ростов. ун-т, 1986. – 215 с.
23. Лабунская, В. А. Проблема обучения кодированию и интерпретации невербального пове-дения / В.А. Лабунская // Психол. журн. - 1997. - №5. – С. 41.
24. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 320 с.
25. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
26. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. - СПб.: Питер, 2000. – 310 с.
27. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 2001. – 320 с.
28. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - учебник. – М.: Пед. общество России, 2001. – 320 с.
29. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М.: Высшая школа, 2006. – 132 с.
30. Рыданова, И.А. Основы педагогики общения / И.А, Рыданова. – Минск: Беларусская наука, 2008. – 319 с.